Объявления сайта

Изменения в законодательстве касательно Охраны труда!

 
Изображение пользователя Иван Черновалов
Изменения в законодательстве касательно Охраны труда!
от Иван Черновалов - Четверг, 9 апреля 2020, 12:57
 

Минздрав изменил порядок проведения медосмотров

Документ: Приказ Минздрава России от 13.12.2019 № 1032н «О внесении изменений в приложения № 1, 2 и 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда"

Вступил в силу: 7 января 2020г.

Минздрав обновил правила проведения обязательных медосмотров сотрудников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда.

Теперь работодатели будут получать больше информации о результатах предварительного или периодического медосмотра. Из заключения можно узнать:

- сведения о том, были ли выявлены противопоказания к работе;

- вредные факторы или виды работ, в отношении которых выявлены противопоказания;

- группу здоровья сотрудника.

Больше не потребуется запрашивать у работника результаты обследования. Медорганизации сами направят работодателям отдельный экземпляр медзаключения. Срок — пять рабочих дней после предварительного или периодического медосмотра.

Уточнено, когда нужно направлять "вредника" на медосмотр в центр профпатологии. Впервые сотрудник должен будет пройти обследование при стаже работы пять лет во вредных или опасных условиях труда, в последующем — раз в пять лет.

Работники, которые имеют стойкие последствия несчастных случаев на производстве, также должны будут проходить осмотр в центре профпатологии раз в пять лет.

 

С 2020 года результаты спецоценки нужно использовать по новым правилам

Документ: Федеральный закон от 27.12.2019 N 451-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"

Вступил в силу: 1 января 2020 года

Работодатели не смогут применять результаты СОУТ, пока сведения о них не появятся в информационной системе учета. Передавать данные в систему должна организация-оценщик. Об этом она будет сообщать работодателю в течение трех рабочих дней.

Декларация соответствия условий труда также начнет действовать только после внесения информации в систему. Пока декларация действительна со дня утверждения отчета о спецоценке.

Появится еще один повод для проведения внеплановой СОУТ. Работодатель будет принимать решение о ее необходимости, если от сотрудника поступят замечания и возражения по поводу результатов спецоценки на рабочем месте.

 

Для водителей автобусов и грузовиков установили нормы времени нахождения в пути и отдыха

Документ: Постановление Правительства РФ от 20.12.2019 N 1733

"О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации"

Вступил в силу: 1 января 2020 года

С 1 января изменились нормы времени вождения и отдыха для тех, кто эксплуатирует автобусы или грузовики с максимально разрешенной массой более 3,5 т. Соблюдение норм будут отслеживать по тахографу.

Время вождения

Водители смогут находиться в пути непрерывно не более 4 часов 30 минут.В сутки за рулем разрешено проводить не более 9 часов. Можно увеличивать это время до 10 часов, но не чаще двух раз в неделю.Чтобы добраться до ближайшей стоянки для отдыха, водители могут превысить нормы. Для поиска места разрешено продлить время непрерывного вождения максимум на час. В сутки затратить на это можно будет не более двух часов.Суммарно период вождения не должен превышать 56 часов в неделю и 90 часов в две недели. Получается, если одну неделю водитель работает по максимуму, то следующую — не более 34 часов.

Время отдыха

Не позднее 4 часов 30 минут после начала движения водителям будет положен перерыв не менее 45 минут. Его разрешено делить на части. Первая должна быть минимум 15 минут, а последняя — минимум 30 минут.

Ежедневно водители должны будут отдыхать не менее 11 часов. В определенных случаях это время можно сократить до 9 часов.

Выходной должен длиться не менее 45 часов. Его можно будет сокращать до 24 часов один раз в две недели, компенсировав неиспользованное время в течение следующих трех недель.

 

О расследовании Рострудом групповых несчастных случаев с числом погибших 2 человека

Документ: Приказ Роструда  от 13 декабря 2019 года № 353 «Об организации работы при групповом несчастном случае с числом погибших 2 человека и более».

Документ определяет алгоритм действий территориальных подразделений госинспекций труда при осуществлении контрольных мероприятий за соблюдением процедуры расследования случаев травматизма на производстве с количеством погибших два и более человека.

Приказ регламентирует, что руководитель региональной инспекции труда в случае получения сведений от руководителей предприятий и организаций, территориальных подразделений МЧС РФ, СМИ, правоохранительных структур и других источников о факте несчастного случая обязан:

  • сразу сообщить по телефону о случившемся главе Роструда, а также начальнику Управления государственного надзора в сфере труда этого ведомства;
  • лично отправиться на место происшествия либо направить туда специалиста госинспекции труда;
  • организовать сбор оперативной информации;
  • инициировать выполнение внеплановых проверочных мероприятий на основе положений действующего законодательства;
  • организовать и контролировать расследование происшествия и осуществление внеплановой проверки.

Если будет установлено сокрытие несчастного случая либо игнорирование наймодателем необходимости создания комиссии по расследованию несчастного случая глава регионального подразделения госинспекции труда обеспечивает организацию дополнительного расследования факта травмирования на производстве с учетом норм трудового законодательства.

На Управление госнадзора в сфере труда – Роструда возлагаются функции координации деятельности региональных госинспекций труда, контроля за учетом, систематизацией и анализом сведений о ходе расследования несчастного случая/проведении внеплановой инспекции в связи с травматизмом на производстве, а также осуществлении страховых выплат и других компенсаций.

 

Законопроекты

Грядет бессрочное действие декларации соответствия условий труда

Минтруд подготовил законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О специальной оценке условий труда (в части систематизации обязательных требований в сфере специальной оценки условий труда)». Документ предполагает установление БЕССРОЧНОГО действия декларации соответствия условий труда существующим нормативным требованиям ОТ.

Сейчас в соответствии с ч.4 ст.11 №426-ФЗ декларация действительна в течение 5 лет. Срок исчисляется с момента внесения данных о результатах проведения спецоценки труда в государственную систему учета результатов проведения СОУТ.

В ч.5 ст. 11 №426-ФЗ указаны ситуации, при которых декларация прекращает свое действия. К ним относится выявление профзаболевания у сотрудника, вызванного влиянием вредных/опасных производственных факторов, возникновение несчастного случая в условиях производства, обнаружение контрольно-надзорными органами нарушений нормативных требований ОТ. После выявления таких случает должна быть организована внеплановая СОУТ.

Если срок действия декларации закончился, а указанных случаев не произошло срок действия документа автоматически продлевается на 5 лет без проведения новой процедуры СОУТ.

Авторы документа поясняют, что спецоценка условий труда осуществляется работодателем и компанией-оценщиком, которая соответствует требованиям, изложенным в ст.19 №426-ФЗ. При этом между ними заключается гражданско-правовой договор. Однако существующая правовая конструкция делает необходимым проведение СОУТ после завершения пятилетнего срока действия декларации даже при условии не наступления обстоятельств, указанных в ч.5 №426-ФЗ. Это влечет за собой явные риски появления избыточных и дублирующих нормативных требований.

Проект закона призван устранить обозначенный правовой пробел и позволит работодателям сократить финансовые расходы при отсутствии необходимости организации новой процедуры СОУТ, когда обстоятельства, указанные в ч.5 №426-ФЗ не наступили. Это особенно актуально для предприятий малого и среднего предпринимательства.

Нововведение позволит избежать необходимости для работодателя по истечении срока действия декларации в случаях, когда условия труда на декларируемых рабочих местах не изменились, проводить специальную оценку условий труда.

Авторы документа уверены, что реализация положений законопроекта никак не отразится на объективности и качестве процедуры СОУТ и обеспечит действенную защиту прав работников на труд в безопасных условиях. Принятие законодательных изменений не касается отношений, вытекающих из договора о Евразийском экономическом союзе и других международных соглашений РФ.

Законодательные поправки распространяются на действующие декларации СОУТ, которые внесены в госреестр деклараций.

 

Разъяснения официальных ведомств

Минтруд России разъяснил вопрос о возможности введения в штатное расписание должности специалиста по охране труда на 0,5 ставки

Источник: Письмо Минтруда от 26.10.19г. № 15-2/В-2363 «О создании службы охраны труда»

Минтруд России разъяснил вопрос о возможности введения должности специалиста по охране труда на 0,5 ставки в штатное расписание организации с численностью работников более 300 человек.

В письме Минтруда России от 26.09.2019 N 15-2/В-2363 указано, что работодатель, численность работников которого превышает 50 человек (что предусмотрено штатным расписанием в организации), обязан создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области, на которых возлагаются функции по организации работы по охране труда в организации. Структуру и численность работников службы руководитель организации должен определять в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов.

Кроме того, в письме отмечено, что работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность должен принимать необходимые кадровые решения (штатное расписание, конкретное содержание должностных инструкций, наименования должностей и трудовых функций руководителей, специалистов, служащих и рабочих, подбор и расстановку кадров).

Текст письма:

Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции письмо от 27 августа 2019 г. и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

В этой связи поясняем, что работодатель, численность работников которого превышает 50 человек (что предусмотрено штатным расписанием в организации), обязан создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области, на которых возлагаются функции по организации работы по охране труда в организации.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14 утверждены Рекомендации по организации работы Службы охраны труда в организации (далее - Рекомендации).

Согласно пункту 14 Рекомендаций структуру Службы и численность работников Службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с частью 1 статьи 22 Кодекса и абзацем 2 пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" работодатель, в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (штатное расписание, конкретное содержание должностных инструкций, наименования должностей и трудовых функций руководителей, специалистов, служащих и рабочих, подбор и расстановку кадров).